Не надышишься, так насмотришься
Группа ученых из Словении опубликовала результаты исследования, согласно которым возникновение так называемых предсмертных переживаний по крайней мере частично зависит от концентрации углекислого газа и, с меньшей вероятностью, калия в крови умирающего. Выводы ученых были быстро растиражированы СМИ разных стран, однако вопрос достоверности полученных данных остается открытым.
Предсмертными переживаниями (англ. near-death experience, NDE) называются разнообразные ощущения, испытываемые некоторыми людьми в состоянии клинической смерти. "Классическими" признаками таких переживаний считаются осознание собственной смерти, видение светящихся или одетых в белое существ, получение "сверхъестественных знаний", взгляд на свое тело и окружающую обстановку со стороны, обзор прожитой жизни. Кроме того, люди в состоянии клинической смерти могут ощущать панический ужас, движение к свету, перемещение по тоннелю, разрыв с миром, безграничную любовь, наслаждение и нежелание возвращаться обратно.
Как и любые вопросы, связанные со смертью и потенциальным существованием загробной жизни, предсмертные переживания интересуют людей, пожалуй, с момента первой успешной реанимации. Первые попытки подойти к ним научно были предприняты Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross), Джорджем Ричи (George Ritchie) и Рэймондом Муди-младшим (Raymond Moody Jr.). Книга последнего "Жизнь после жизни" привлекла к теме предсмертных переживаний внимание как специалистов, так и широкой публики. В 1981 году была основана Международная ассоциация изучения предсмертных переживаний (IANDS).
По разным данным, такие переживания испытывали от 4 до 18 процентов побывавших в состоянии клинической смерти.
Основная часть научного сообщества склонна считать предсмертные переживания галлюцинациями. Существует ряд гипотез относительно механизма их возникновения: выброс эпифизом мощного галлюциногена диметилтриптамина (ДМТ), в норме вырабатывающегося в ультрамалых количествах; действие стресса со всеми сопутствующими физиологическими реакциями; неадекватные реакции вегетативной нервной системы под влиянием ощущения наступающей смерти, которое для живого организма является неразрешимым парадоксом, или, как в словенском исследовании, биохимические изменения при прекращении сердцебиения и дыхания.
Сторонники существования бога или других паранормальных явлений, разумеется, склонны видеть в предсмертных переживаниях доказательство существования загробной жизни.
В своем
отчете, присланном в журнал Critical Care, исследователи из Мариборского университета во главе с Заликой Клеменч-Кетис (Zalika Klemenc-Ketis) утверждают, что появление у человека предсмертных переживаний становится более вероятным, если в процессе реанимации содержание в его крови углекислого газа и калия превышает норму. Таким образом, по мнению авторов отчета, такие переживания, по крайней мере отчасти, обусловлены физиологическими факторами.
Обнаруженная исследователями зависимость противоречит данным двух предыдущих работ на эту тему, одна из которых выявила повышенную вероятность предсмертных переживаний при пониженной концентрации CO2 в крови, а другая показала отсутствие взаимосвязи между этими параметрами.
В ходе исследования ученые связались с 52 людьми, пережившими вне больницы остановку сердца с последующей успешной реанимацией. Всем участникам предложили заполнить опросник, разработанный в 1980-х годах американским исследователем Брюсом Грейсоном (Bruce Greyson). Этот опросник служит для выявления субъективных предсмертных переживаний и их характера; с его помощью признаки таких переживаний были обнаружены у 11 участников исследования.
Затем ученые сопоставили эти данные с результатами лабораторных исследований, проведенных добровольцам при поступлении в стационар после клинической смерти. Во всех случаях образцы крови для анализа были забраны спустя пять минут после поступления.
Статистическая обработка полученных данных показала, что среди пациентов с повышенным парциальным давлением углекислого газа в крови вероятность возникновения предсмертных переживаний была статистически значимо – в 1,917 раз – выше, чем у пациентов с нормальными значениями этого параметра. Схожая зависимость прослеживалась с повышенной концентрацией калия в крови, однако она оказалась статистически незначимой. Связи предсмертных переживаний с такими факторами как возраст, пол, уровень образования и доходов, род занятий, религиозную принадлежность, степень страха смерти и наличие предыдущих предсмертных переживаний, как и в предыдущих исследованиях на эту тему, обнаружить не удалось.
Как подчеркнули сами авторы работы, возникновение предсмертных переживаний, скорее всего, обусловлено комплексом физиологических причин, и концентрации CO2 и калия в крови – лишь одни из них.
Автор использованного словенскими учеными опросника профессор психиатрии Брюс Грейсон из Университета Вирджинии – один из наиболее авторитетных экспертов в соответствующей области, посвятивший работе над ней более 30 лет – изложил свои критические замечания по поводу исследования в электронном письме редакции ресурса MedPage Today.
По расчетам Грейсона, соотношение добровольцев, испытавших и не испытавших предсмертные переживания, не позволяет признать полученные данные статистически достоверными.
Кроме того, удивление профессора вызвали выводы ученых о том, что концентрация углекислого газа вообще влияет на возникновение подобных переживаний. Действительно, в отчете не содержится указаний на причинно-следственную связь между этими параметрами – анализы крови забирались после реанимации пациентов, а не до или во время.
Грейсон также подчеркнул, что высокое парциальное давление CO2 рефлекторно стимулирует сердечную деятельность (после ее восстановления) и, следовательно, улучшает кровоснабжение органов, в том числе головного мозга. Благодаря этому снижается вероятность наступления амнезии, часто сопровождающей период клинической смерти. То есть пациенты, у которых содержание в крови углекислого газа было повышенным, по мнению американского ученого, могли попросту лучше запомнить свои переживания.
Этот довод Грейсона представляется спорным, поскольку повышение парциального давления CO2, свидетельствующее о кислородном голодании мозга, было вызвано остановкой сердца, когда наступали предсмертные переживания, а рефлекторная стимуляция сердечной деятельности происходила после этого.
Помимо аргументов профессора, обращает на себя внимание то, что кровь забиралась у пациентов после доставки в стационар, а период между наступлением клинической смерти и поступлением в больницу у них был различен.
В любом случае, абсолютное подтверждение или опровержение физиологических механизмов возникновения предсмертных переживаний вряд ли возможно. Не говоря уже о том, что любой из этих выводов не сможет поставить точку в дискуссии о существовании загробной жизни.
Олег Лищук